Основные положения

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 15 «Капелька» (далее МДОУ д/с №15) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Программа разработана в соответствии с Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155), нормативными правовыми документами и актами субъекта Федерации, региональными и муниципальными распоряжениями и приказами, Уставом МДОУ д/с №15:

  • Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
  • Декларацией прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959)
  • ст.30 Конституции РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33
  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.);
  • «Национальной доктриной образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 г.);
  •  «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13»  (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014
    «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

 

Программа показывает:

  • как, с учетом конкретных условий, создается
    в МДОУ д/с №15 собственная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников
  • какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми
  • как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности
  • как повышается мотивация образовательной деятельности  воспитанников дошкольного учреждения

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка

Программа является основным внутренним нормативно-управленческим документом, определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

     Цель:  Создание благоприятных условий для обеспечения равных  возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.

     Задачи: 

1.Формировать  общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать  их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.

2.Создать  благоприятные условия   для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.

3.Обеспечить  психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в   вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основные принципы дошкольного образования.

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития. В основу Программы МДОУ положено отношение к дошкольному детству как к само­ценному периоду в развитии человека. Программа направлена на охрану детства, обогащение развития ребенка как индивидуальности, на максимальную реализа­цию возможностей ребенка, которые формируются и проявляются прежде всего в специфически детских видах (игровая, конструктивная, трудовая, изобразитель­ная и др.) деятельности.

 2. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуализации дошкольного образования. Педагогический процесс в ДОУ, построенный в соответствии с этим принципом, имеет следующие особенности:

 - признание каждого ребенка как неповторимой индивидуальности;

 - учет специфики психофизиологического развития мальчика и девочки;

- сочетание личностно-ориентированного, требовательного и корректного поведения педагога, целенаправленно организующего жизнь и деятель­ность ребенка и коллектива детей.

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений предусматри­вает понимание воспитателем, что деятельность — это системно-структурное образование, знание о ней у самого воспитателя должно быть системным, в старшем дошкольном возрасте оно формируется и у детей; темпы развития и саморазвития ребенка определяются характером общения его с взрослым и сверстником, а также освоением деятельности на уровне самостоятельности, т.е. самодеятельности.

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности заключается в:

- содействии овладению ребенком на уровне самостоятельности разнообраз­ными видами деятельности как средством самовоспитания, самообразова­ния и саморазвития;

 - всемерной поддержке экспериментально-поисковой деятельности воспи­танника;

 - создании благоприятных условий для творчества, проявления одаренности дошкольника, а также для становления индивидуального стиля его деятель­ности и саморазвития им своего таланта.

5. Сотрудничество учреждения  с семьей. Педагогическая деятельность воспитателя направлена на содействие развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями на основе открытия ими сына (дочери) как индивидуальности, обладающей собственной программой внутреннего развития (возможно, опережающей  сверстников на данном этапе или отстающей, но при этом имеющей право на терпеливую поддержку разных форм проявления им одаренности).

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Реализация данного принципа заключается в обеспечении тесной взаимосвязи воспитательного процесса с гуманистиче­скими традициями народной педагогики, фольклором, многонациональным искусством России и мировой культуры, а также открытие ребенку имен высокообразованных представителей человечества и особенно россиян, ко­торые обогатили мировую культуру; приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентно­сти, поиску им своего жизненного предназначения и откры­тию разнообразных средств для его реализации.

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) требует учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, в воспитательно-образовательной и коррекционной деятельности взрослого — дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам; учета развития способностей и интересов каждого.

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей. Реализация данного принципа заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре.

10. Принцип развивающего образования проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребенка: физического, духовного, интеллектуального.

11.Учет интеграции образовательных областей рассматривается как взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности; взаимосодействие  разных видов деятельности для обогащения развития друг друга; интеграционные процессы «крупными мазками» намечают, прорисовывают так называемые горизонты детского развития, т.е. выполняют поисковую и прогностическую функцию в общем процессе психического развития ребенка.

Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:

  •  поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое»  (Выготский Л.С.)
  •  «схватывание» целого раньше частей, позволяет индивиду (в детском возрасте – О.С.,Н.Ф.) «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей…» (Давыдов В.В.)
  •  «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено
       в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т.)

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние
(или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения
и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

Формы реализации принципа интеграции

1)Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы

2)Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса

3)Интеграция видов детской деятельности

 12.Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Комплексно-тематический принцип

1)Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»

2)Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей

Содержание Программы строится с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы,  реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

- в раннем возрасте (до 3 лет) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Основной структурной единицей МДОУ д/с № 20 является группа. Общее количество групп – четыре, для детей дошкольного возраста – общеразвивающей направленности.

В МДОУ д/с №15 разработан режим пребывания детей с учетом холодного и теплого времени года с 10,5 часовым пребыванием воспитанников, а также режим дня для детей группы кратковременного пребывания с 4 – х часовым пребыванием.

Особенности организации образовательного процесса:

  • Образовательный процесс осуществляется на русском языке.
  • Соотношение  обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, определено как 60% и 40%

В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования содержание образовательного процесса с детьми раннего и дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности выстроено на основе  «Программы  воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой и парциальной программы экологического воспитания дошкольников «Наш дом — природа». Н. Рыжовой. Данный выбор обусловлен такими факторами, как:

  • опыт работы педагогов МДОУ д/с №15 по программам составляет более 10 лет;
  • программы полностью отражают взгляд педагогов МДОУ д/с №15;
  • методическая компетентность педагогов по реализации программ составляет  93%;
  • развивающая предметно-пространственная среда приведена в соответствие с требованиями данных программ;

При организации образовательного процесса  учитываются  принципы интеграции образовательных  областей в соответствии с  возрастными возможностями и  особенностями воспитанников. Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, что обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический  принцип, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время становится объединяющей. Решение программных задач осуществляется в разных формах: совместной деятельности взрослых и детей, а  также в  самостоятельной  деятельности детей и во время вовлечения родителей (законных представителей) в реализацию Программы.